У детей с ОВЗ и в раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик:
- Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха;
- Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата;
- Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи;
- Пальчиковый массаж и пальчиковые игры;
- Игры на развитие слухового восприятия;
- Тренировка «осознанного моторного планирования».
Таким образом, под влиянием нашего обучения речь детей с ОВЗ начинает успешно развиваться. Увеличивается словарный запас, улучшается произношение, обогащается, становится всё более развернутым грамматический строй речи, увеличивается потребность в словесном общении. Дети слушают речь учителя, стремятся понять ее, беседуют друг с другом, стараются найти точные формулировки для того, чтобы успешнее ответить урок. Но все же нельзя забывать о том, что , то орудие мышления, которое у здоровых детей оказывается сформировавшимся задолго до поступления в школу, у детей с ОВЗ возникает и совершенствуется лишь после поступления в школу.